Мне кажется, ответ на этот вопрос хорошо описывает метафора с садом (интересно, что словосочетание «детский сад» есть не только в русском языке, но и, например, в немецком – Kindergarten). Есть почва (внешний мир), есть семена (генетика), которые в эту почву сажает садовник (родитель) и с одной стороны семена растут сами по себе, потому что сама их суть – расти, с другой стороны – это зависит и от его усилий – как он справляется с сорняками, как поливает, как обеспечивает доступ к солнцу и удобряет растение, если почва бедна на питательные вещества. В прямом смысле садовник не выращивает сад – он растет, потому что он живой, но от садовника зависит даст ли он условия роста, не загубит ли, не даст ли прорасти сорнякам и убережет ли от паразитов.

В какой-то момент времени мы сами становимся садовниками своему саду, но так как начинаем не с нуля, то очень зависит все от того, в каком виде сад нам передан. Сама передача сада и есть момент сепарации от родителя – она происходит не в один момент, а параллельно тому как родитель ухаживает за садом, он учит нас навыкам ухода за ним.
И если продолжить развивать метафору сада, то можно ответить на вопрос – а какая методика воспитания детей лучше всех.

читать дальше

(с) Ю. Лапина

@темы: статьи