У нас есть такая интересная черта: почему-то в отношения так или иначе постоянно вводится кто-то извне. Говоря «у нас», я имею в виду Россию, и это не «у нас» как противопоставление «у них», про них я вообще ничего не знаю. Итак, про третьего, про то, что называется умным словом «триангуляция». Есть мать и ребенок, у них свой внутренний контакт. И, допустим, выходят они вдвоем на улицу. Тут же находится множество доброжелательных бабушек с претензиями: почему ребенок кричит? Почему мать за ним не смотрит? Почему такой большой едет в коляске? Почему, в конце концов, на нем нет шапочки? Мне перестали предлагать переодеть детей только к третьему ребенку, видно, к этому времени на моем лице само собой написалось: «Проблема шапочек здесь решена». И конечно, бабушки старенькие, и конечно, они хотят как лучше, да и, по большому счету, бабушки – это полбеды, от них всегда можно отмахнуться. Беда начинается тогда, когда мама начинает оглядываться на Общество, принимая доброжелательных бабушек за изъявителей общественной воли.
Общество порицает публичные истерики. Общество против езды в коляске в три года. Общество не может спокойно функционировать, пока по улицам гуляют дети без шапочек на голове. Так ресурс, предназначенный на поддержание контакта с ребенком, тратится на панику и защитные от Общества реакции. «Почему ты, Вася, такой большой и все-таки плачешь?» - нарочно громко говорит Васина мама, озираясь по сторонам: услышало ли ее Общество, поняло ли, что она делает все возможное для того, чтобы Вася не плакал. Но Вася – пока что - не в курсе того, что Общество присутствует безмолвным третьим в их отношениях, поэтому он переживает свое горе так, как умеет. Настанет день, и Вася тоже вступит в эту игру, и научится извлекать из нее свои выгоды.
Наверное, я скажу сейчас банальную вещь, но на самом деле Общества нет. Вернее, нет его вот в этой форме, которая рисуется в тревожных материнских фантазиях. Есть люди, они разные, у них разные мнения и разные жизненные позиции. Бесполезно пытаться угодить всем сразу, гораздо продуктивнее просто тратить свой материнский ресурс по назначению – на налаживание отношений с ребенком, на любовь, заботу, выработку стратегий поведения в сложных ситуациях. История каждых детско-родительских отношений абсолютно уникальна, и какая разница, что о ней думает Общество в целом и доброжелательные бабушки в частности.