dragonborn.
Мне кажется, ответ на этот вопрос хорошо описывает метафора с садом (интересно, что словосочетание «детский сад» есть не только в русском языке, но и, например, в немецком – Kindergarten). Есть почва (внешний мир), есть семена (генетика), которые в эту почву сажает садовник (родитель) и с одной стороны семена растут сами по себе, потому что сама их суть – расти, с другой стороны – это зависит и от его усилий – как он справляется с сорняками, как поливает, как обеспечивает доступ к солнцу и удобряет растение, если почва бедна на питательные вещества. В прямом смысле садовник не выращивает сад – он растет, потому что он живой, но от садовника зависит даст ли он условия роста, не загубит ли, не даст ли прорасти сорнякам и убережет ли от паразитов.

В какой-то момент времени мы сами становимся садовниками своему саду, но так как начинаем не с нуля, то очень зависит все от того, в каком виде сад нам передан. Сама передача сада и есть момент сепарации от родителя – она происходит не в один момент, а параллельно тому как родитель ухаживает за садом, он учит нас навыкам ухода за ним.
И если продолжить развивать метафору сада, то можно ответить на вопрос – а какая методика воспитания детей лучше всех.

Предположим есть садовник, который всю жизнь выращивал кактусы, и он большой специалист в своем деле. И его мать, и отец, и бабушка, и дедушка всегда выращивали кактусы в пустыне. Он знает, что им нужно много солнца и мало воды. И вот каким-то образом у него в саду вырос куст помидоров. Он видит, что это тоже растение и решает, что его надо редко поливать и давать много солнца, как он это и делал раньше и как все делали в его роду.

Но куст начинает чахнуть. Странно, думает он, наверное, нужно еще больше солнца и еще меньше воды – ведь именно по этой причине могут чахнуть кактусы. А спасением может быть лишь небольшой апгрейд знаний. Именно так работают книги по воспитанию детей. Именно такой апгрейд приводит родителей в восторг, заставляя любить конкретную систему, которая помогла им найти правильный рецепт для их ситуации. И озаренные новыми знаниями счастливые родители, которым новые знания помогли спасти их куст помидоров от неминуемой гибели, идут нести благую весть всем вокруг – больше воды! Оказывается, растениям нужно больше воды и прямые лучи солнца должны быть ограничены!

Мы все еще часто разделяем идею о каком-то универсальном методе, стремимся к поиску священного Грааля детской психологии – Методу, с большой буквы, Великому Алгоритму Универсального Воспитания. Но правда в том, что его нет. Мы все состоим из одних и тех же частей, но скомбинированы они у всех по-разному.

Даже в рамках своего индивидуального опыта родительства люди могут обнаружить как, например, с первым ребенком хорошо работали строгие запреты, создавая ему надежные и успокоительные внешние границы, а для второго каждое "нет" требовало долгих переговоров, тренируя в ребенке способность справляться с внутренней бурей эмоций, которая у первого просто не существовала. У всех разные процессы возбуждения и торможения нервной системы. И в процессе взросления они тоже меняются. У всех детей разный метаболизм и разная температурная чувствительность - кто-то может зимой играть голыми руками в снежки, а кому-то нежарким летом холодно без шапки вне зависимости от того, какое мнение по вопросу "как надо одевать ребенка на улицу" у детско-родительской полиции нравов, представленной во дворах советом старейшин и называемой в народе "бабушки на лавочке".

Что объединяет родителей самых разных детей так это любовь, внимание и интерес. Если эти факторы есть в детско-родительских отношениях, то есть и смелость делать не «как сейчас принято», а как подходит именно этому конкретному ребенку. Тот самый «индивидуальный подход», и это не про красивые рекламные лозунги, это действительно то, что родители получают по итогам генетической лотереи, в которую сыграли их яйцеклетка и сперматозоид, замешивая новую ДНК.

Индивидуальный подход всегда сложно осуществлять в обществе, в котором правила очень жесткие – делай только так и никак иначе. В обществе, которое считает, что кактусы – единственный вариант растений. Тогда садовник, выращивающий кактусы будет радостно говорить – кактусы очень неприхотливы и весьма удобны – никаких проблем, одна радость; а другой будет вздыхать, что нет ничего сложнее работы садовника…


(с) Ю. Лапина

@темы: статьи